«Тема управления знаниями в инжиниринговых компаниях, при реализации крупных инфраструктурных проектов и т.п., - очень объемная сама по себе.
Тем, кто делает первые шаги, или тем, кто уже давно внедряет подобные инструменты, но никогда не думал о них в плоскости управления знаниями, стоит обратить внимание на:
- Подход «обучение ДО» - «в ПРОЦЕССЕ» - «ПОСЛЕ». Всегда буду помнить, - так как работая после института в институте (такой вот каламбур) осваивал азы системного анализа, - что «исправление ошибки, выявленной на этапе проектирования, стоит на порядок дешевле, чем выявленной на этапе разработке, и на два порядка дешевле той, которую выявят уже на этапе эксплуатации». Вроде банальность, но по каким-то непонятным для меня причинам об этом напрочь забывают те, кто занимается инжинирингом или участвует в реализации крупных проектов. И есть простой набор «инструментов», который позволяет это самое «до – в процессе – после» реализовать в любой компании.
- Интеграция с бережливым производством, системой непрерывных улучшений и любым другим названием подобных инициатив. Почему-то многие компании воспринимают управление знаниями как «создание базы знаний», забывая, что суть ее – в получении дополнительных инструментов для улучшения деятельности. Вы можете не называть свои действия чем-то из перечисленного. Можете даже само «управление знаниями» заменить на что-то более подходящее – например, Improvation, как было в компании Afcon, - но сутью всех работ должна быть какая-то понятная всем цель. Меняющая или улучшающая нашу работу.
- Экосистема экспертов – это по порядку будет номер три, но по сути – возможно, самый важный элемент. Иногда сталкивался с тем, что реально сильные – а, может, и сильнейшие эксперты страны, – выступали не за то, чтобы получить дополнительные материальные плюшки, а за признание. И, к слову, многие мировые компании успешно реализуют у себя управление экспертизой или строят систему альтернативных грейдов, основанную именно на экспертной поддержке бизнеса.
- Геймификация. Не призываю делать так, как показано в примере, - но что-то полезное и применимое «для себя любимых» - всегда можно найти. Или хотя бы попытаться найти. Ведь те же лайки, баллы, рейтинги, - это все можно завязать в единую систему, которая будет работать на пользу компании и ее сотрудников. И во многих случаях неформальный подход, который дает нам игра, оказывается вполне успешным. Кстати, попробуйте связать эти игры или их элементы с корпоративной культурой – подтолкните к нужным действиям всех участников».